ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской
Федерации
Безопасность
в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные положения
Предисловие
1. Разработан Всероссийским
научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт)
Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов
Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
Внесен Техническим комитетом по
стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций"
2. Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
3. Введен впервые
Содержание
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения и сокращения
4. Основные положения по составу системы
мониторинга и прогнозирования ЧС
5. Требования к нормативному обеспечению
6. Требования к метрологическому
обеспечению
ГОСТ Р 22.1.01-95
Государственный стандарт Российской
Федерации
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и прогнозирование
Основные положения
Safety in emergencies.
Monitoring and forecasting.
Дата введения 1997–01–01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает
основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей
среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС),
требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
Положения стандарта подлежат применению
органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы
ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации.
Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций.
Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и
определения
ГОСТ 28906-91 Системы обработки
информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
3. Определения и сокращения
3. 1. В настоящем стандарте применяют
следующие термины и определения:
3.1.1. мониторинг окружающей среды – по
ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.2. прогнозирование чрезвычайных
ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.3. метрологическое обеспечение:
Установление и применение научных и организационных основ, технических
средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой
точности измерений.
4. Основные положения по составу
системы мониторинга и прогнозирования ЧС
4.1. Система мониторинга и
прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
– организационной структуры;
– общей модели системы, включая объекты
мониторинга;
– комплекса технических средств;
– моделей ситуации (моделей развития
ситуаций);
– методов наблюдений, обработки данных,
анализа ситуаций и прогнозирования;
– информационной системы.
4.1.1. Общая модель системы мониторинга
отражает возможность развития следующих ЧС:
– природных чрезвычайных ситуаций,
источником которых являются природные процессы и явления, установленные
ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
– биолого-социальных чрезвычайных
ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
– техногенных чрезвычайных ситуаций,
установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
– чрезвычайных ситуаций в результате
применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического,
химического оружия и других специальных средств поражения.
4.1.2. Организационная структура в общем
случае включает в себя:
– орган управления системы мониторинга
соответствующего уровня (по 4.2);
– службу наблюдения и контроля (совокупность
постов, станций наблюдения и контроля);
– службу сбора и обработки информации и
выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия
на окружающую среду и человека;
– службу технического обеспечения
деятельности системы.
4.1.3. Комплекс технических средств
должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
– обеспечивать осуществление измерения
требуемых параметров;
– обладать необходимой для оценки
состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью,
уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).
4.1.4. Модели ЧС (модели развития
ситуаций) должны содержать:
– общее описание ситуаций в зависимости
от процесса его проявления;
– комплекс характеристик, входных
измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих
идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
– критерии принятия решений.
Примечание – При наличии взаимосвязанных
источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и
механизм их взаимодействия.
4.1.5. Методы наблюдения и контроля
должны содержать:
– описание наблюдаемых процессов,
явлений и перечень наблюдаемых параметров;
– значения наблюдаемых параметров,
принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
– режим наблюдений- непрерывный или
периодический;
– точность измерений наблюдаемых
параметров;
– правила (алгоритм) обработки
результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6. Методы прогнозирования ЧС
включают:
– описание прогнозируемых процессов,
явлений;
– перечень исходных данных для
прогнозирования;
– правила оценки репрезентативности
исходных данных;
– алгоритм прогноза (включая оценку
достоверности результатов) и требования к программному и техническому
обеспечению;
– перечень выходных данных.
4.1.7. Информационная система
мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему
оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и
абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор,
хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
Система должна строиться в соответствии
с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906
и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными
задачами.
Система должна обеспечивать безопасность
и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
Информационная система мониторинга
должна иметь организационное, программное, техническое, математическое,
методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
4.2. В зависимости от масштаба ЧС,
установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней)
мониторинга:
– глобальный;
– национальный;
– региональный;
– местный;
– локальный.
Каждый нижеследующий уровень мониторинга
входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
5. Требования к нормативному
обеспечению
5.1. Нормативное обеспечение мониторинга
окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
– законодательные акты;
– нормативные документы по
стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
– нормативные документы, положения и
правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
5.2. Объектами нормативного обеспечения
являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС,
установленные в разделе 3.
5.3. В состав комплекса нормативных
документов мониторинга включают документы, действие которых
распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности,
а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы
разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные
объекты или при необходимости установить специфические требования.
6. Требования к метрологическому
обеспечению
6.1. Метрологическое обеспечение
мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения
результатов измерений и контроля, использование которых исключает или
сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или
получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
6.2. Метрологическое обеспечение
мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях
Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений",
законодательных актах, стандартах и других нормативных документах
Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3. Номенклатура измеряемых величин
должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно
отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на
основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
6.4. Требования к точности изменений
устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до
допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии
ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных
(фоновых), допустимых и критических.
Ключевые слова: безопасность,
чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система
мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы
системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы
наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система
мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования,
метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций
|